Новости для юриста

Добровольное обезличивание персональных данных: бизнесу нужно будет соблюдать правила Роскомнадзора

С 1 сентября 2025 года нужно выполнять требования ведомства, даже если обезличивание проводит компания или ИП, например, вместо уничтожения информации. Среди исключений - случаи, когда оператор персональных данных обязан их обезличить по запросу Минцифры с учетом правительственных норм.

В числе требований Роскомнадзора есть такие:

- принять локальные акты о том, как обезличивать сведения, оценивать достаточность методов выполнения процедуры и т.д.;

- исключить доступ третьих лиц к этим актам, а также к информации о том, какие системы и программы оператор применяет для обезличивания, и пр.;

- хранить обезличенные сведения отдельно от данных, которым только предстоит эта процедура;

- вести учет действий по обезличиванию и операций с его результатами. Форму учета определит оператор. Важно, чтобы с ее помощью можно было подтвердить зафиксированное.

Надо применять один или несколько методов обезличивания:

- вводить номера или другие обозначения на замену данным, которые сами по себе позволяют определить человека;

- менять состав или семантику личной информации;

- перемешивать значения атрибутов персональных сведений;

- разделять данные на части.

Также есть метод преобразования (обобщения). Его можно использовать в дополнение к другим, чтобы исключить связь между атрибутами персональных данных и их субъектами.

Пока действует сходный приказ о требованиях к обезличиванию и его методах. Однако он обязателен только для государственных и муниципальных органов.

Документ: Приказ Роскомнадзора от 19.06.2025 N 140

Изменение схемы размещения рекламных конструкций: проект о защите их владельцев внесен в Госдуму

Если из-за изменения схемы уже установленный объект перестал в нее вписываться, то рекламораспространитель сможет выбрать в том числе иное место размещения (при наличии). То же касается ситуации, когда из-за несоответствия схеме суд признал недействительным разрешение на установку и эксплуатацию конструкции.

Владелец будет вправе согласиться на перенос объекта в локацию, которую предложат местные власти, или попросить другую с указанием адреса. Требования к новому месту такие:

- находится не далее 500 м от прежнего, в административно-территориальной единице того же региона;

- рекламные конструкции одинаковы по типу и виду, техническим характеристикам и площади информационных полей.

Предоставление нового места оформят допсоглашением к прежнему договору. Это сделают без проведения торгов.

Есть и другие правила, в т.ч. о сроках данных процедур. Планируется, что новшества вступят в силу с 1 марта 2026 года.

Сейчас в упомянутых случаях Закон о рекламе предусматривает только денежную компенсацию. Как указывают авторы проекта, на практике допускается временный локальный перенос рекламных конструкций на срок не более 6 мес. Однако для этого надо снова собирать полный пакет документов, получать техническое заключение и др.

Документ: Проект Федерального закона N 982705-8

Часть записей реестра российской промышленной продукции будет действовать 5 лет

Срок действия записей из реестра российской промпродукции, которые сформировали на основании актов экспертизы ТПП, увеличится с 3 до 5 лет.

Новшество заработает с 16 августа 2025 года. Изменение коснется и действующих реестровых записей, но только если они соответствуют требованиям Постановления N 719.

Документ: Постановление Правительства РФ от 07.08.2025 N 1182