Консультации по бухучету и налогообложению (еженедельно) от 25.10.2024

Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.

Вопрос:

Об учете в целях налога на прибыль доходов и расходов, возникших при переносе, переустройстве ОС в связи с созданием объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.

Ответ:

Согласно подпункту 11.2 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, выполненных сторонними организациями в связи с созданием или реконструкцией иного объекта (объектов) капитального строительства либо линейных объектов государственной или муниципальной собственности, финансируемых полностью или частично за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанные положения подлежат применению только в отношении полученных результатов работ по переносу, переустройству объектов основных средств налогоплательщика, выполненных сторонними организациями при осуществлении вышеназванных мероприятий и вышеуказанном финансировании.

Касательно доходов, полученных налогоплательщиками в качестве компенсации понесенных ими расходов, возникающих при осуществлении работ по переносу, переустройству их основных средств в рамках создания объектов капитального строительства, такие доходы не подпадают под действие нормы подпункта 11.2 пункта 1 статьи 251 НК РФ и подлежат учету при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке. При этом понесенные налогоплательщиком расходы также подлежат учету для целей налогообложения прибыли организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 05.09.2024 N 03-03-06/1/84114

Вопрос:

Об НДС при оказании безвозмездных услуг по предоставлению в аренду имущества, а также о налоге на прибыль с доходов в виде безвозмездно полученных услуг.

Ответ:

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) реализация услуг на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Пунктом 5 статьи 38 Кодекса установлено, что услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

В этой связи при оказании услуг по предоставлению в аренду имущества объект налогообложения налогом на добавленную стоимость возникает с момента фактической реализации таких услуг.

На основании положений статьи 54 Кодекса налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода. При этом в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал.

Согласно пункту 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг, имущественных прав) или день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав).

Таким образом, моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по предоставлению в аренду имущества является наиболее ранняя из дат: день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящего оказания услуг либо последний день налогового периода (квартала), в котором оказываются услуги, независимо от последующих сроков поступления арендной платы по периодам, установленным договором аренды.

В случае если договором аренды (дополнительным соглашением к договору аренды) установлено, что арендодателем в течение определенного периода услуги по предоставлению в аренду имущества не оказываются, то в указанный период объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость не возникает.

Одновременно сообщается, что на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 и статьи 39 Кодекса услуги по предоставлению в аренду имущества, оказываемые на безвозмездной основе, признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 8 статьи 250 Кодекса доходы в виде безвозмездно полученных услуг, за исключением случаев, указанных в статье 251 Кодекса, относятся к внереализационным доходам налогоплательщика, учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.09.2024 N 03-03-06/1/82690

Вопрос:

Об учете застройщиком в целях налога на прибыль доходов и расходов, полученных и понесенных за счет средств участников долевого строительства.

Ответ:

Порядок учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли организаций-застройщиков, полученных и понесенных за счет средств дольщиков и (или) инвесторов, аккумулирование которых организацией-застройщиком осуществляется на своих счетах, установлен соответствующими положениями подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Также в целях главы 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса к средствам целевого финансирования приравниваются средства участников долевого строительства, размещенные на счетах эскроу в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ). Расходы организации-застройщика, которые должны быть в дальнейшем возмещены за счет указанных средств, учитываются раздельно как произведенные в рамках целевого финансирования. Использованием по целевому назначению этих средств в целях главы 25 Кодекса признается возмещение ими расходов застройщика в связи со строительством (созданием) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предусмотренных договором участия в долевом строительстве.

При этом согласно положениям подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (абзац первый подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса).

Также отмечается, что статьей 18 Федерального закона N 214-ФЗ установлен перечень целей, на которые застройщик может использовать денежные средства, уплачиваемые участниками долевого строительства по договору. Этот перечень является закрытым.

Таким образом, расходы застройщика, произведенные в рамках целевого финансирования и соответствующие перечню, установленному Федеральным законом N 214-ФЗ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.09.2024 N 03-03-06/1/82795

Вопрос:

О применении пониженных тарифов страховых взносов резидентами ТОР в отношении выплат сотрудникам, занятым на новом рабочем месте и работающим на условиях неполного рабочего времени.

Ответ:

Исходя из положений подпункта 12 пункта 1, пункта 2.2 и пункта 10.1 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для организаций, получивших статус резидента территории опережающего развития (далее - ТОР) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 N 473-ФЗ "О территориях опережающего развития в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 473-ФЗ), установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6% в отношении базы для исчисления страховых взносов, определенной в отношении физических лиц, занятых на новых рабочих местах.

Под новым рабочим местом понимается место, впервые создаваемое резидентом ТОР при исполнении соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ (далее - соглашение об осуществлении деятельности).

При этом физическим лицом, занятым на новом рабочем месте, признается лицо, которое заключило трудовой договор с резидентом ТОР и трудовые обязанности которого непосредственно связаны с исполнением соглашения об осуществлении деятельности, в том числе с эксплуатацией объектов основных средств, созданных в результате исполнения соглашения об осуществлении деятельности.

В связи с вышеизложенным резидент ТОР вправе применять единый пониженный тариф страховых взносов в отношении выплат работнику, занятому (в том числе на условиях неполного рабочего времени) на новом рабочем месте, которое создано для исполнения соглашения об осуществлении деятельности и предусмотрено штатным расписанием резидента ТОР.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2024 N 03-15-06/80857

Вопрос:

О налоге на прибыль с дохода, образующегося у иностранной организации в результате вторичной корректировки, приравненной к дивидендам, полученным от источников в РФ.

Ответ:

Согласно положениям пункта 6.1 статьи 105.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае, если цена, фактически примененная в сделке между взаимозависимыми лицами, одной из сторон которой является лицо, не являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, отличается от рыночной цены и такое отличие стало основанием для осуществления корректировки налоговой базы по налогам, указанным в пункте 4 статьи 105.3 Кодекса, в соответствии с пунктом 5 или 6 статьи 105.3 Кодекса (далее - первичная корректировка), доход, возникший у лица, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, в размере суммы соответствующей корректировки приравнивается в целях Кодекса к дивидендам, полученным этим лицом от источников в Российской Федерации (далее - вторичная корректировка), и облагается налогом в соответствии с положениями главы 23 или 25 Кодекса с учетом особенностей, установленных данным пунктом.

Доход иностранного лица в виде дивидендов, указанный в абзаце первом пункта 6.1 статьи 105.3 Кодекса, также может облагаться по пониженным ставкам согласно международным договорам Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Одновременно, в силу того что такой доход может образоваться в результате завышения цены, уплачиваемой иностранному контрагенту, в этом случае, в частности, с учетом положений статей 309 и 284 Кодекса, к первоначальным доходам иностранного лица от источников в Российской Федерации могут применяться различные ставки по налогу на прибыль организаций. Например, к доходам от международных перевозок - 10%, к доходам от оказания внутригрупповых услуг - 15%, к доходам от использования прав на объекты интеллектуальной собственности - 20%, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Российской Федерации по вопросам налогообложения.

Таким образом, налоговая ставка при вторичной корректировке может быть ниже, выше или соответствовать ставке, по которой был первоначально удержан налог у источника, в частности, на основании положений статей 309 и 310 Кодекса.

При изменении первичного вида дохода на дивиденды в результате вторичной корректировки у налогоплательщика одновременно возникают:

1) право на возврат излишне удержанного налога при первичной выплате дохода иностранной организации и

2) обязанность удержать налог с дохода в виде дивидендов, возникающего в результате вторичной корректировки.

Соответственно, у налогового агента сформируется положительное, отрицательное или нулевое сальдо единого налогового счета.

В частности, при представлении налогоплательщиком уточненного налогового расчета в связи с осуществлением вторичной корректировки и уменьшением налоговой ставки (например, с 20% до 15%) сформируется положительное сальдо единого налогового счета в размере суммы уплаченного налога, соответствующей разнице между налоговыми ставками.

Учитывая вышеизложенное, налогообложение дохода, образующегося у иностранной организации в результате вторичной корректировки, не приводит к двойному налогообложению данной суммы дохода иностранной организации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.08.2024 N 03-08-13/80869

Вопрос:

О вычете НДС, предъявленного концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) для создания объектов концессионного соглашения.

Ответ:

Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость при осуществлении операций в рамках концессионных соглашений установлены статьей 174.1 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Так, согласно пункту 1 статьи 174.1 Кодекса при совершении в рамках концессионного соглашения операций по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость возлагаются на концессионера.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 данной статьи Кодекса концессионеру предоставляются налоговые вычеты по товарам (работам, услугам, имущественным правам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретаемым для осуществления операций по производству и (или) реализации товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, при наличии счетов-фактур, выставленных продавцами концессионеру, в порядке, установленном главой 21 Кодекса.

Пунктом 2.1 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам, нематериальным активам, имущественным правам, приобретенным полностью за счет субсидий и (или) бюджетных инвестиций, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к вычету не принимаются (подлежат восстановлению). При этом абзацем восьмым пункта 2.1 и абзацем десятым подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса предусмотрено, что если документами о предоставлении субсидий и (или) бюджетных инвестиций предусмотрено финансирование (возмещение) затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав без включения в состав таких затрат сумм налога на добавленную стоимость, то положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса не применяются.

Таким образом, если в рамках концессионного соглашения объекты концессионного соглашения, созданные концессионером за счет платы концедента, используются для осуществления операций, подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, то при применении вычетов налога, предъявленного концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе создания таких объектов концессионного соглашения, концессионеру следует учитывать вышеуказанные положения пункта 2.1 и подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса.

В случае если в рамках концессионного соглашения объекты концессионного соглашения, созданные концессионером за счет платы концедента, используются для осуществления операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, то на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные концессионеру при приобретении товаров (работ, услуг) в процессе создания этих объектов концессионного соглашения, к вычету не принимаются, а учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2024 N 03-07-11/78744

Вопрос:

Об НДС при реализации коммунальных услуг и работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества МКД, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими УСН с 01.01.2025.

Ответ:

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) с 1 января 2025 года.

При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ предусмотрено, что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у этой организации сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация переходит на упрощенную систему налогообложения, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у организации сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такая организация не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года организацией, применяющей упрощенную систему налогообложения и не имеющей оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, установлен статьей 149 Кодекса.

Так, согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными управляющими организациями у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Кроме того, подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса предусмотрено освобождение от налогообложения НДС при реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными управляющими организациями у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).

Таким образом, управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющая оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, вправе при реализации коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме применять освобождение от налогообложения НДС в порядке, установленном вышеуказанными подпунктами 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

В то же время согласно пункту 5 статьи 149 Кодекса налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 статьи 149 Кодекса, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту учета в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

В связи с этим в случае если управляющая организация, применяющая с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке отказалась от освобождения от налогообложения НДС коммунальных услуг, работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, поименованных в подпунктах 29 и 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса, то данные работы (услуги), выполняемые (оказываемые) этой управляющей организацией с 1 января 2025 года, подлежат налогообложению НДС с применением налоговой ставки в размере 20 процентов, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса.

В то же время на основании подпункта "б" пункта 5 и подпункта "а" пункта 6 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ вышеуказанные управляющие организации вправе при реализации товаров (работ, услуг) производить налогообложение НДС соответствующих операций по налоговой ставке в размере 5 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 250 миллионов рублей) либо 7 процентов (если сумма доходов не превысила в совокупности 450 миллионов рублей).

В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС. При этом согласно пункту 6 данной статьи Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).

Поэтому при реализации коммунальных услуг, а также работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, применяющими с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и отказавшимися от освобождения от налогообложения НДС таких работ (услуг), соответствующая сумма НДС включается в цены (тарифы) этих работ (услуг).

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 21.08.2024 N 03-07-11/78657

Вопрос:

О возникновении обязанности по уплате НДС у продавца, применяющего УСН.

Ответ:

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 346.11 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.

На основании пункта 3 статьи 169 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса составлять счета-фактуры обязаны налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, не признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с применением упрощенной системы налогообложения, при реализации товаров (работ, услуг) счета-фактуры покупателям не выставляют.

Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 173 Кодекса в случае выставления лицами, не являющимися налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога на добавленную стоимость указанная в этом счете-фактуре сумма налога на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет в полном объеме.

Учитывая изложенное, обязанность по уплате налога на добавленную стоимость в бюджет возникает у продавца, не признаваемого налогоплательщиком налога на добавленную стоимость в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в случае выставления этим продавцом счета-фактуры, в котором выделена сумма налога на добавленную стоимость.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.08.2024 N 03-07-11/77573

Вопрос:

О налоге на прибыль, страховых взносах и НДФЛ при оплате проезда, проживания и питания иногородних физлиц, приезжающих для трудоустройства в организацию.

Ответ:

Согласно положениям статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ), при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В соответствии с пунктом 26 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Следовательно, в случае если расходы налогоплательщика на оплату проезда, проживания и питания произведены в силу технологических особенностей производства, а также если такие расходы являются формой системы оплаты труда у данного налогоплательщика и предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором, то они могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соблюдения критериев статьи 252 НК РФ. В иных случаях расходы на оплату проезда к месту и обратно не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании пункта 26 статьи 270 НК РФ.

Касательно вопроса уплаты организацией страховых взносов с сумм оплаты расходов на проезд, проживание и питание физических лиц, которые приезжают из другого города для оформления трудоустройства в организацию, сообщается, что на основании пункта 1 статьи 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

Следовательно, выплаты, производимые в той или иной форме в пользу лиц, не состоящих в трудовых отношениях с организацией, не признаются объектом обложения страховыми взносами.

В случае если подобные выплаты производятся физическим лицам после оформления трудовых отношений с ними, то они облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

По вопросу налогообложения доходов физических лиц обращается внимание, что в соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, относится, в частности, оплата (полностью или частично) за него организациями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика.

Таким образом, оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав в интересах этого лица признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

Оплата организацией за налогоплательщика товаров (работ, услуг) или имущественных прав не в интересах этого лица не признается доходом, полученным этим налогоплательщиком в натуральной форме.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 12.08.2024 N 03-03-06/1/75207

Вопрос:

ИП использует УСН "доходы минус расходы" и создает программное обеспечение с открытым исходным кодом с использованием лицензии на свободное программное обеспечение.

Правильно ли, что в связи с изменениями в налоговом законодательстве, которые вступят в силу с 01.01.2025, плательщиками НДС станут только юридические лица, применяющие УСН, с доходами от 60 до 250 млн руб., а ИП это не коснется?

Ответ:

Согласно положениям Федерального закона от 12 июля 2024 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 176-ФЗ) индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость с 1 января 2025 года.

При этом пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 176-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя сумма доходов, определяемых в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс), не превысила в совокупности 60 миллионов рублей.

В случае если за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, у индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 миллионов рублей, такой индивидуальный предприниматель не имеет оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость.

В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 года индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения и не имеющим оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Также обращается внимание, что в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса не подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость передача исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - Реестр), прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий с 1 января 2025 года упрощенную систему налогообложения и не имеющий оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, имеет право на освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении неисключительных прав на использование программного обеспечения в случае, если программное обеспечение, на которое передаются данные права, включено в Реестр и неисключительные права на такое программное обеспечение предоставляются через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.08.2024 N 03-07-11/74359