Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об уведомлении налоговых органов о контролируемых сделках между взаимозависимыми лицами, местом регистрации (жительства, налогового резидентства) сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 105.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках.
В целях Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами с учетом особенностей, предусмотренных статьей 105.14 Кодекса.
В частности, сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, признаются контролируемыми (если иное не предусмотрено пунктами 3 и 4 статьи 105.14 Кодекса) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в пункте 2 статьи 105.14 Кодекса.
Такие сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей (пункт 3 статьи 105.14 Кодекса).
В то же время в случаях, указанных в пункте 4 статьи 105.14 Кодекса, сделки не признаются контролируемыми вне зависимости от того, удовлетворяют ли такие сделки условиям, предусмотренным пунктами 1 - 3 статьи 105.14 Кодекса.
Учитывая указанное, если сделки не признаются контролируемыми в соответствии со статьей 105.14 Кодекса, представление уведомления в отношении таких сделок не требуется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.05.2025 N 03-12-12/2/51224
Вопрос:
Об отнесении пунктов выдачи товаров к торговым объектам в целях исчисления налога на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости.
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 375 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 Кодекса.
Виды объектов недвижимого имущества, облагаемых налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса к таким объектам отнесены:
торговые центры (комплексы) и помещения в них;
нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает, в частности, размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Вместе с тем глава 30 Кодекса не содержит определения понятий "торговый объект".
Согласно пункту 1 статьи 11 Кодекса институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом.
Как следует из положений статьи 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2023 "Торговля. Термины и определения", торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, в составе которого имеются торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.
Таким образом, при отнесении объектов недвижимого имущества, в том числе пунктов выдачи товаров, к торговым объектам, в целях применения положений статьи 378.2 Кодекса полагается целесообразным руководствоваться указанными выше актами и критериями, установленными статьей 378.2 Кодекса.
Отнесение объектов недвижимого имущества, в том числе пунктов выдачи товаров, к торговым объектам должно осуществляться в каждом конкретном случае путем соотнесения фактических характеристик объекта признакам торгового объекта.
Так, в торговом объекте может размещаться пункт выдачи товаров или осуществляться деятельность по выдаче заказов (например, в торговом павильоне). Вместе с тем помещение пункта выдачи товаров может использоваться для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, что позволит отнести данный пункт выдачи товаров к торговому объекту.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2025 N 03-05-05-01/50680
Вопрос:
О формировании первоначальной стоимости и амортизации имущества, которое безвозмездно получено унитарным предприятием и передается в его уставный фонд, в целях налога на прибыль.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 256 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) амортизируемое имущество, полученное унитарным предприятием от собственника имущества унитарного предприятия в оперативное управление или хозяйственное ведение, подлежит амортизации у данного унитарного предприятия в порядке, установленном главой 25 Кодекса.
Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств (которые являются амортизируемым имуществом) установлен статьей 257 Кодекса. Согласно положениям указанной статьи Кодекса первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
Виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации, установлены пунктом 2 статьи 256 Кодекса. В частности, не подлежит амортизации имущество, приобретенное (созданное) за счет бюджетных средств целевого финансирования (подпункт 3 пункта 2 статьи 256 Кодекса).
Перечень средств целевого финансирования для целей налогообложения прибыли организаций установлен подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса. Доходы, указанные в данном перечне, а также расходы, осуществленные за счет средств целевого финансирования, не учитываются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом указанный перечень является закрытым.
Таким образом, расходы, связанные с приобретением имущества, осуществленные за счет средств, не являющихся для целей главы 25 Кодекса средствами целевого финансирования, формируют первоначальную стоимость такого имущества унитарного предприятия, которое подлежит амортизации для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 Кодекса в составе доходов налогоплательщика при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде имущества (за исключением денежных средств), которое безвозмездно получено унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
Следовательно, при получении унитарным предприятием имущества от собственника имущества унитарного предприятия в хозяйственное ведение при отсутствии расходов унитарного предприятия его первоначальная стоимость будет равна нулю, вследствие чего амортизация по такому имуществу не начисляется.
При этом особенности формирования первоначальной стоимости имущества, полученного унитарным предприятием в уставный фонд предприятия от собственника его имущества, установлены положениями абзаца десятого пункта 1 статьи 277 Кодекса.
Так, первоначальной стоимостью такого имущества признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание), осуществленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом данные расходы не являются расходами унитарного предприятия, имея в виду, что в таком случае первоначальная стоимость такого имущества унитарного предприятия формируется в общеустановленном порядке.
Таким образом, положение вышеуказанного пункта статьи 277 Кодекса распространяется на вновь созданное за счет бюджетных средств амортизируемое имущество, которое в дальнейшем передается в уставный фонд унитарного предприятия.
В то же время положения абзаца десятого пункта 1 статьи 277 Кодекса не распространяются на случаи, когда имущество приобретено за счет бюджетных субсидий, полученных самим унитарным предприятием. В этом случае первоначальная стоимость имущества унитарного предприятия формируется в общеустановленном порядке, а порядок учета субсидий, полученных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определен пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса.
При этом в отношении упомянутого имущества унитарное предприятие вправе начислять амортизацию для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2025 N 03-03-06/1/50608
Вопрос:
Об учете выручки от реализации сельскохозяйственного оборудования и автомобиля в общем объеме доходов от реализации и в доходах от реализации сельскохозяйственной продукции в целях ЕСХН.
Ответ:
Пунктом 4 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что, если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.
Согласно пункту 1 статьи 346.2 Кодекса налогоплательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном главой 26.1 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от оказания сельскохозяйственным товаропроизводителям услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса, составляет не менее 70 процентов.
Согласно пункту 1 статьи 346.5 Кодекса налогоплательщики ЕСХН при определении объекта налогообложения учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном пунктами 1 и 2 статьи 248 Кодекса, и не учитывают доходы, указанные в статье 251 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 248 Кодекса к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы. При этом доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 Кодекса, а внереализационные доходы - в порядке, установленном статьей 250 Кодекса.
Статьей 249 Кодекса определено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной форме.
Согласно пункту 3 статьи 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.
В этой связи выручка от реализации сельскохозяйственного оборудования и автомобиля в полном объеме подлежит включению в состав общего объема доходов от реализации товаров (работ, услуг) при определении вышеуказанного ограничения, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 346.2 Кодекса. При этом в состав доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции сумма указанной выручки не включается.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2025 N 03-11-11/51207
Вопрос:
Об НДС при реализации товара российским филиалом хозяйствующего субъекта Республики Беларусь на территории РФ.
Ответ:
Порядок применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) во взаимной торговле государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) регламентируется положениями Договора о ЕАЭС и Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением N 18 к Договору о ЕАЭС (далее - Протокол).
Пунктом 1 статьи 72 Договора определено, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение ставки НДС в размере 0 процентов и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте.
При этом согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 72 Договора о ЕАЭС косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС товаров, импорт которых на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС осуществляется в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства - члена ЕАЭС может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).
Таким образом, при импорте товаров на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС в связи с их передачей в пределах одного юридического лица НДС не взимается независимо от цели передачи этих товаров.
На основании положений раздела III "Порядок взимания косвенных налогов при импорте товаров" Протокола взимание НДС по товарам, импортируемым на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС, осуществляется налоговым органом государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщика - собственника товаров, под которым понимается лицо, обладающее правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом). При этом налоговая база по НДС определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортируемых товаров на основе их стоимости, являющейся ценой сделки, подлежащей уплате поставщику за товары, согласно условиям договора (контракта).
Особенности порядка налогообложения НДС при ввозе товаров предусмотрены пунктами 13.1 - 13.5 раздела III Протокола.
Так, согласно пункту 13.4 раздела III Протокола, если налогоплательщик одного государства - члена ЕАЭС приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства - члена ЕАЭС налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС, косвенные налоги по которым не были уплачены, уплата косвенных налогов осуществляется налогоплательщиком государства - члена ЕАЭС, на территорию которого импортированы товары, - собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства - члена ЕАЭС, - комиссионером, поверенным или агентом (в случае если товары будут реализованы налогоплательщиком другого государства - члена ЕАЭС через комиссионера, поверенного или агента).
Таким образом, по товарам, ранее импортированным на территорию одного государства - члена ЕАЭС с территории другого государства - члена ЕАЭС и реализуемым хозяйствующим субъектам первого государства - члена ЕАЭС через свой филиал, зарегистрированный в другом государстве - члене ЕАЭС, НДС уплачивается налогоплательщиком этого другого государства - члена ЕАЭС, приобретающим такие товары на основании договора (контракта), заключенного с указанным юридическим лицом.
В то же время при реализации товаров филиалом, зарегистрированным на территории государства - члена ЕАЭС, налогоплательщику этого государства - члена ЕАЭС по договору, заключенному непосредственно между указанным филиалом и покупателем, косвенные налоги уплачиваются таким филиалом в соответствии с нормами налогового законодательства этого государства - члена ЕАЭС.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 23.05.2025 N 03-07-13/1/50909
Вопрос:
О налоге на прибыль при получении некоммерческой организацией взносов участников; о применении УСН некоммерческой организацией.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к доходам в целях налогообложения прибыли организаций относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (статья 249 Кодекса) и внереализационные доходы (статья 250 Кодекса).
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, поименованы в статье 251 Кодекса. Перечень таких доходов является исчерпывающим.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К таким целевым поступлениям, в частности, относятся осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов).
При этом предусмотренные пунктом 2 статьи 251 Кодекса целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом - источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности.
По вопросу учета сумм дебиторской задолженности по уплате участниками некоммерческой организации членских взносов в целях налогообложения прибыли организаций сообщается, что порядок возникновения и прекращения требований (обязательств), на основании которых формируется дебиторская задолженность, положениями Кодекса не регулируется.
Учитывая особенности налогообложения прибыли средств целевых поступлений, установленных статьей 251 Кодекса, а также что осуществление предполагаемых расходов за счет средств целевых поступлений не направлено на получение дохода, расходы в виде списанной дебиторской задолженности, возникшей в рамках раздельного учета целевых поступлений, не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций.
Касательно вопроса, связанного с применением упрощенной системы налогообложения, сообщается, что в соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения применяется организациями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Переход на упрощенную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется организациями добровольно в порядке, предусмотренном главой 26.2 Кодекса.
Перечень налогоплательщиков, которые не вправе применять упрощенную систему налогообложения, установлен пунктом 3 статьи 346.12 Кодекса. Данный перечень налогоплательщиков является закрытым.
Поскольку в указанном перечне отсутствуют некоммерческие организации, то при соблюдении всех условий и ограничений, предусмотренных главой 26.2 Кодекса, некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2025 N 03-03-06/3/50292
Вопрос:
Об НДС в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведение которых осуществляется участником товарищества, применяющим УСН.
Ответ:
На основании пункта 1 статьи 174.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при совершении операций в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) на участника товарищества, ведущего общий учет операций, возлагаются обязанности налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
С 1 января 2025 года положениями Кодекса для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), предусмотрен специальный порядок применения НДС, предусматривающий применение указанными налогоплательщиками освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, при соблюдении условий, предусмотренных статьей 145 Кодекса, а также возможность применения налоговых ставок в размере 5 или 7 процентов в порядке и на условиях, установленных пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса (далее - специальный порядок НДС).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1041 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.
Принимая во внимание, что простое товарищество представляет собой объединение лиц для участия в совместной деятельности, которое не приводит к образованию юридического лица, оно не может являться самостоятельным налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Таким образом, осуществляемая в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) предпринимательская деятельность не подлежит переводу на применение УСН.
Учитывая изложенное, в отношении операций, осуществляемых в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности), ведение которых осуществляется участником товарищества, применяющим УСН, специальный порядок НДС не применяется.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 22.05.2025 N 03-07-11/50136
Вопрос:
Об обязанности налогового органа предоставлять нотариусам сведения, необходимые для совершения нотариальных действий.
Ответ:
В силу пункта 8 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) органы, осуществляющие выдачу и замену документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, обязаны сообщать в налоговый орган по месту жительства гражданина сведения, установленные пунктом 8 статьи 85 Кодекса.
Пункт 8 статьи 85 Кодекса не указывает на обязанность налогового органа предоставлять нотариусам сведения, необходимые для совершения нотариальных действий.
Вместе с тем отмечается, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 102 Кодекса налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, плательщике страховых взносов, которые не подлежат разглашению налоговыми органами, их должностными лицами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 19.05.2025 N 03-02-08/48644
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль расходов на производство и реализацию, в том числе прямых расходов на незавершенное производство и изготовленную продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).
Ответ:
На основании положений пункта 1 статьи 318 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.
К косвенным расходам относятся суммы расходов, не включенные в перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг), за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 Кодекса, осуществляемых налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода.
Согласно пункту 2 статьи 318 Кодекса сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода с учетом требований, предусмотренных Кодексом. В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.
Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции, работ, услуг, в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 319 Кодекса установлено, что налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на незавершенное производство и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам). Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости незавершенного производства) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47650
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах в отношении выплат, связанных с увольнением работников.
Ответ:
1. Налог на доходы физических лиц
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц, если иное не предусмотрено данным пунктом, все виды компенсационных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с увольнением физических лиц, за исключением сумм выплат в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия), исчисляемого в порядке, аналогичном применяемому при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в части, превышающей шестикратный размер такого среднего месячного заработка (дохода, денежного довольствия).
Случаи предоставления компенсационных выплат, в том числе выходных пособий, связанных с увольнением работников (руководителей, заместителей руководителя организации), установлены статьями 178 и 181 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс).
При этом исходя из положений статьи 178 Трудового кодекса случаи выплаты выходных пособий, а также установления повышенных размеров выходных пособий могут устанавливаться трудовым договором или коллективным договором.
Таким образом, к компенсационным выплатам, связанным, в частности, с увольнением работников, предусмотренным законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, могут применяться положения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса.
Порядок исчисления пособий по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен, в частности, Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
На основании статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2021 N 1540 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - Положение N 1540).
В этой связи нормы, в частности, Федерального закона N 255-ФЗ и Положения N 1540 в части порядка исчисления размера среднего заработка при назначении пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком применяются также для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса.
Так, для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса средний месячный заработок исчисляется с учетом положений, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктами 5 и 7 Положения N 1540, путем исчисления его за два календарных года, предшествующие году увольнения, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого работодателя, и с возможностью замены лет в случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году увольнения, либо в одном из указанных годов работник находился в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, предшествующими календарными годами (календарным годом).
При отсутствии у работодателя сведений о среднем заработке работника за два календарных года, предшествующие году его увольнения, средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса может быть рассчитан с учетом положений части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 8 Положения N 1540.
С учетом положений части 5.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пункта 24 Положения N 1540 средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса рассчитывается путем умножения на 30,4 среднего дневного заработка, рассчитанного в соответствии с частями 3.1 и 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 13 Положения N 1540.
Кроме того, для определения среднего месячного заработка в целях применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса размер среднего дневного заработка не должен превышать установленные частью 3.3 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 13.1 Положения N 1540 лимиты.
При этом средний месячный заработок для целей применения абзаца седьмого пункта 1 статьи 217 Кодекса не должен превышать лимиты, установленные частью 3.2 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктом 20 Положения N 1540.
2. Страховые взносы
Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса предусмотрено, что объектом и базой для исчисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
На основании положений абзаца шестого подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с увольнением работников, за исключением, в частности, суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Учитывая изложенное, выплаты в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства, производимые работнику при увольнении, освобождаются от обложения страховыми взносами на основании вышеуказанных положений подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса в сумме, не превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка работника (шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях).
Суммы упомянутых выплат при увольнении, превышающие трехкратный размер (шестикратный размер для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) среднего месячного заработка, подлежат обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке.
Федеральным законом от 08.08.2024 N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" изменения в абзац шестой подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Кодекса не вносились.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 15.05.2025 N 03-04-06/47601