Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
Об НДФЛ и страховых взносах с выплат работникам в связи с командировками в новые субъекты РФ и работникам с разъездным характером работы, работой в полевых условиях или экспедиционного характера.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло.
Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, содержится в статье 217 Кодекса.
Согласно абзацам тринадцатому и четырнадцатому пункта 1 статьи 217 Кодекса при оплате работодателем налогоплательщику расходов, связанных со служебной командировкой, в доход, подлежащий налогообложению, не включаются, в частности, суточные, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке на территории Российской Федерации, суточные, выплачиваемые в размерах, установленных актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, работникам при направлении их в служебные командировки на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы, в частности по найму жилого помещения, а также выплаты работнику в виде безотчетных сумм, предусмотренных актом Президента Российской Федерации и (или) актом Правительства Российской Федерации, в целях возмещения указанному работнику дополнительных расходов, связанных с командированием его на территории, нуждающиеся в обеспечении жизнедеятельности населения и восстановлении объектов инфраструктуры, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса объектом и базой для исчисления страховых взносов для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, указанных в статье 422 Кодекса.
Положениями пункта 2 статьи 422 Кодекса определено, что при оплате плательщиками расходов на командировки работников в пределах территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные и выплаты работникам в виде безотчетных сумм, предусмотренные пунктом 1 статьи 217 Кодекса, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы по найму жилого помещения.
Исходя из положений пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2022 N 1915 "Об отдельных вопросах, связанных с командированием на территории Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" (далее - постановление N 1915) работникам организаций, принимающим непосредственное участие в выполнении работ (оказании услуг) по обеспечению жизнедеятельности населения и (или) восстановлению объектов инфраструктуры (в том числе по восстановлению вооружения, военной и специальной техники) на новых территориях Российской Федерации, в период нахождения в служебных командировках на указанных территориях:
- работодатель возмещает дополнительные расходы, связанные с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), в размере 8 480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке;
- работодатель вправе выплачивать безотчетные суммы в целях возмещения дополнительных расходов, связанных с такими командировками.
Кроме того, положениями пункта 2 постановления N 1915 установлено, что расходы по найму жилого помещения возмещаются работникам организаций, принимающих непосредственное участие в выполнении вышеуказанных работ (оказании вышеуказанных услуг) (кроме тех случаев, когда им предоставляется бесплатное жилое помещение), по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но не более 7 210 рублей в сутки.
При этом возмещение расходов по найму жилого помещения при размещении у физических лиц в период пребывания в служебной командировке на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (далее - субъекты Российской Федерации) может подтверждаться распиской или договором оказания услуг, а при отсутствии таких документов - на основании служебной записки (рапорта) и (или) иного документа о фактическом сроке пребывания в месте размещения, содержащего подтверждение принимающей стороны о сроке прибытия в место размещения и убытия из места размещения, оплату стоимости найма жилого помещения, либо в ином порядке, определяемом правовым актом (приказом, распоряжением) работодателя или уполномоченного им лица.
Учитывая изложенное, на основании статьи 217 и пункта 2 статьи 422 Кодекса не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами выплачиваемые работникам при направлении их в служебные командировки на территории субъектов Российской Федерации суточные в установленном постановлением N 1915 размере 8 480 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, а также выплаты указанным лицам в виде безотчетных сумм в целях возмещения им дополнительных расходов, связанных с командированием на упомянутые территории, в размерах, определенных локальными нормативными актами работодателя, но не более 700 рублей за каждый день нахождения в такой командировке.
Выплаты, направленные на возмещение работодателем фактически произведенных и документально подтвержденных расходов работников по найму жилья в связи с командировками на территории субъектов Российской Федерации, производимые с учетом положений постановления N 1915, не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в пределах норм, установленных постановлением N 1915.
При этом в соответствии со статьей 166 Трудового кодекса служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 217 Кодекса Российской Федерации при выплате работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации сумм суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, а также надбавки за вахтовый метод работы взамен суточных лицам, выполняющим работы вахтовым методом, за каждый календарный день пребывания в местах производства работ в период вахты и за фактические дни нахождения в пути от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места выполнения работы и обратно, доходы в виде указанных в соответствующей норме выплат в размере не более 700 рублей за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) на территории Российской Федерации и не более 3 500 рублей за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) за пределами Российской Федерации не подлежат налогообложению.
Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 422 Кодекса при выплате плательщиками в соответствии с законодательством Российской Федерации сумм суточных или полевого довольствия работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, и работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, указанные суммы не подлежат обложению страховыми взносами в размере, не превышающем размера соответствующих выплат, предусмотренного пунктом 1 статьи 217 Кодекса.
Таким образом, если в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре с работником установлено, что его работа по занимаемой должности носит разъездной характер или является работой в полевых условиях, работой экспедиционного характера, выплаты, направленные на возмещение работодателем расходов работника, связанных с его служебными поездками (в частности, расходов по найму жилого помещения), не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в случае их документального подтверждения, а выплаты суточных при таком характере работы не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами в размере не более 700 рублей за каждый день выполнения указанной работы (нахождения в пути) на территории Российской Федерации.
Одновременно обращается внимание, что положениями Кодекса установлены размеры суточных, которые не облагаются налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами, что не является их фактическим ограничением, учитывая, что размеры суточных определяются, в частности, коллективным договором или локальным нормативным актом организации и могут превышать указанные размеры не облагаемых налогом на доходы физических лиц и страховыми взносами суточных.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 25.04.2025 N 03-04-06/42114
Вопрос:
В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации работ (услуг), связанных непосредственно с находящимся за пределами территории РФ движимым имуществом, а также с находящимися за пределами территории РФ воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, не признается территория РФ. К таким работам (услугам), в частности, относятся строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде.
Статья 148 НК РФ не содержит исключений в отношении определения места реализации, когда договор заключен между российскими организациями.
В Письме от 20.07.2018 N 03-07-08/50919 Минфин России подтвердил, что в случае выполнения ремонтных работ в отношении движимого имущества за пределами РФ такие работы считаются выполненными не на территории РФ и не являются объектом налогообложения по НДС.
С учетом изложенного считается ли РФ местом выполнения работ по ремонту движимого имущества в ситуации, когда:
- договор на ремонт станка заключен между двумя российскими организациями;
- российский подрядчик по договору субподряда привлек для выполнения работ белорусскую организацию - субподрядчика;
- работы по ремонту фактически выполняются на территории Республики Беларусь привлеченным белорусским субподрядчиком и результат работ вывозится на территорию РФ по завершении работ;
- белорусская организация - субподрядчик выставляет счет за работу с учетом НДС, исчисленного в соответствии с белорусским законодательством?
Ответ:
Применение косвенных налогов в торговых отношениях государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), в том числе Российской Федерации и Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол), являющимся приложением N 18 к указанному Договору.
Согласно подпункту 2 пункта 29 раздела IV "Порядок применения косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг" Протокола местом реализации работ (услуг), непосредственно связанных с движимым имуществом, признается территория того государства - члена ЕАЭС, на территории которого находится такое имущество.
При этом перечень работ (услуг), относящихся к работам (услугам), связанным непосредственно с недвижимым имуществом, Протоколом не установлен. В связи с этим каждое государство - член ЕАЭС использует перечень таких работ (услуг), предусмотренный налоговым законодательством этого государства.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации к работам (услугам), связанным непосредственно с движимым имуществом, относятся, в частности, монтаж, сборка, переработка, обработка, ремонт и техническое обслуживание.
Таким образом, местом реализации работ по ремонту станка, выполняемых на территории Республики Беларусь, в том числе по договору между двумя российскими организациями, территория Российской Федерации не признается и, соответственно, такие работы не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации.
В случае выполнения на территории Республики Беларусь работ по ремонту станка белорусским хозяйствующим субъектом по договору с российской организацией данные работы облагаются налогом на добавленную в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.04.2025 N 03-07-13/1/37854
Вопрос:
Об НДС при получении субсидий на финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) и возмещение недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат. При получении налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг) суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса в том налоговом периоде, в котором получены суммы субсидий.
В то же время если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, то налогоплательщики имеют право принимать к вычету (не восстанавливать) суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанных субсидий.
При получении налогоплательщиками субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых налогом на добавленную стоимость, суммы указанных субсидий подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании пункта 1 статьи 162 Кодекса, за исключением случаев, указанных в абзацах втором и третьем пункта 2 статьи 154 Кодекса. При этом суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиками за счет указанных субсидий, подлежат вычету в порядке и на условиях, установленных статьями 171 и 172 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.04.2025 N 03-07-11/36088
Вопрос:
Об НДС в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, реализуемых управляющей организацией, применяющей УСН и использующей право на применение ставки НДС 5%.
Ответ:
На основании подпункта 30 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме указанными налогоплательщиками у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги).
Таким образом, операции, предусмотренные подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса, осуществляемые управляющими организациями, применяющими упрощенную систему налогообложения и использующими право на применение одной из ставок налога на добавленную стоимость, предусмотренных пунктом 8 статьи 164 Кодекса (5 или 7 процентов), не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость в случае соблюдения условий, установленных указанным подпунктом 30 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
В случае если управляющая организация выполняет работы (оказывает услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме собственными силами, рекомендуем руководствоваться следующим.
На основании пункта 1 статьи 167 Кодекса моментом определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость является наиболее ранняя из дат: день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав либо день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав. Поэтому в случае, если оплата работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме производится собственниками помещений равномерно в течение календарного года, денежные средства (плата), полученные налогоплательщиком в части, не являющейся оплатой работ (услуг), фактически выполненных (оказанных) управляющей организацией в предыдущих налоговых периодах, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость согласно подпункту 2 пункта 1 указанной статьи 167 Кодекса.
В соответствии с подпунктом 14 статьи 167 Кодекса в случае, если моментом определения налоговой базы является день оплаты, частичной оплаты предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), то на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) в счет поступившей ранее оплаты, частичной оплаты также возникает момент определения налоговой базы. При этом на основании пункта 8 статьи 171 и пункта 6 статьи 172 Кодекса сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная с частичной оплаты, подлежит вычету после даты фактического выполнения работ (оказания услуг) в размере, не превышающем суммы налога, исчисленной со стоимости работ (услуг), фактически выполненных (оказанных) управляющей организацией в последующих налоговых периодах.
Согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Таким образом, при выполнении работ (оказании услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется управляющей организацией исходя из стоимости данных работ (услуг), выполняемых (оказываемых) фактически в каждом конкретном налоговом периоде, а денежные средства (плата), полученные налогоплательщиком в части, не являющейся оплатой работ (услуг), фактически выполненных (оказанных) управляющей организацией в предыдущих налоговых периодах, включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 167 Кодекса.
Также обращается внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 162 Кодекса в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включаются денежные средства, полученные управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
При этом освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость ремонтных работ, оплачиваемых за счет средств данного резерва, Кодексом не предусмотрено.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.04.2025 N 03-07-11/35593
Вопрос:
О применении в целях налога на прибыль инвестиционного вычета и федерального инвестиционного вычета одновременно к разным объектам ОС.
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 286.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) законами субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 286.1 Кодекса, может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащие зачислению в доходную часть бюджетов этих субъектов Российской Федерации и исчисленные им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьями 286 и 288 Кодекса по налоговой ставке, установленной пунктом 1 статьи 284 Кодекса, по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений, на установленный статьей 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, которые установлены статьей 286.1 Кодекса.
На основании подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет текущего налогового (отчетного) периода может составлять в совокупности не более 90 процентов суммы расходов, составляющей первоначальную стоимость основного средства в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 257 Кодекса, за исключением расходов, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, и (или) не более 90 процентов суммы расходов, составляющей величину изменения первоначальной стоимости основного средства, в случаях, указанных в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации основного средства).
Согласно пункту 3 статьи 286.1 Кодекса, если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета в части расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, он также вправе уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 10 процентов суммы расходов, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 257 Кодекса, и (или) 10 процентов суммы расходов на цели, указанные в пункте 2 статьи 257 Кодекса (за исключением частичной ликвидации объектов основных средств).
При этом сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате налогоплательщиком в федеральный бюджет, в результате уменьшения на инвестиционный налоговый вычет не может быть меньше расчетной суммы налога за налоговый (отчетный) период, определенной налогоплательщиком без учета положений статьи 286.1 Кодекса, при условии применения ставки налога в размере 5 процентов (абзац седьмой пункта 3 статьи 286.1 Кодекса).
В свою очередь, согласно пункту 1 статьи 286.2 Кодекса налогоплательщик налога на прибыль организаций, осуществивший расходы, предусмотренные пунктом 4 статьи 286.2 Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 286.2 Кодекса, имеет право уменьшить сумму налога на прибыль организаций (авансового платежа), исчисленную им в качестве налогоплательщика в соответствии со статьей 286 Кодекса по налоговой ставке, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 284 Кодекса, и подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на установленный статьей 286.2 Кодекса федеральный инвестиционный налоговый вычет в порядке, установленном статьей 286.2 Кодекса.
Пунктом 3 статьи 286.2 Кодекса определено, что категории налогоплательщиков, которые могут применять федеральный инвестиционный налоговый вычет, категории объектов основных средств и нематериальных активов, к которым применяется федеральный инвестиционный налоговый вычет, характеристики группы, в которую входят лица, указанные в пункте 2 статьи 286.2 Кодекса, порядок и условия применения федерального инвестиционного налогового вычета, порядок определения величины федерального инвестиционного налогового вычета устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 6 статьи 286.2 Кодекса сумма налога (авансового платежа), подлежащая зачислению в федеральный бюджет, в результате уменьшения на федеральный инвестиционный налоговый вычет не может быть ниже суммы налога, исчисленной по ставке 2 процента (3 процента - в 2025 - 2030 годах).
Таким образом, Кодексом установлены ограничения по сумме налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, как в рамках инвестиционного налогового вычета, так и в рамках федерального инвестиционного налогового вычета.
Необходимо также отметить, что исходя из положений абзаца третьего пункта 4 статьи 286.1 Кодекса инвестиционный налоговый вычет в виде расходов, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 2 статьи 286.1 Кодекса, не может применяться к объектам основных средств, указанным в пункте 3 статьи 286.2 Кодекса.
При этом нет ограничений на одновременное применение инвестиционного налогового вычета и федерального инвестиционного налогового вычета к разным объектам основных средств.
Таким образом, в случае одновременного применения инвестиционного налогового вычета и федерального инвестиционного налогового вычета к разным объектам основных средств к сумме налога на прибыль организаций, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, будет применяться ограничение, предусмотренное пунктом 6 статьи 286.2 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 08.04.2025 г. N 03-03-06/1/34738
Вопрос:
О туристическом налоге при оказании услуги по временному проживанию нескольких физических лиц в рамках одного договора на оказание услуг.
Ответ:
В соответствии со статьями 418.2 и 418.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налогоплательщиками туристического налога признаются, в частности, организации, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - услуга по временному проживанию).
Согласно пункту 1 статьи 418.4 Налогового кодекса налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость оказываемой услуги по временному проживанию без учета сумм туристического налога и налога на добавленную стоимость.
Пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса предусмотрено, что сумма туристического налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу. В случае если исчисленная сумма налога менее суммы минимального налога, рассчитанной как произведение 100 рублей и количества суток проживания, сумма налога определяется в размере минимального налога.
Исходя из положений статей 418.4, 418.7 Налогового кодекса применительно к услуге, являющейся объектом налогообложения туристическим налогом (статья 418.3 Налогового кодекса), моментом осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу (организация или физическое лицо), является момент оплаты полной стоимости такой услуги.
Таким образом, в случае если налогоплательщиком оказывается услуга по временному проживанию нескольких физических лиц в рамках одной услуги (одного договора на оказание услуг), то при исчислении суммы туристического налога в налоговую базу включается стоимость данной услуги, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 3 статьи 418.4 Налогового кодекса. При этом в случае, если сумма туристического налога, рассчитанная исходя из стоимости услуги по временному проживанию, будет меньше суммы минимального налога, туристический налог должен быть исчислен налогоплательщиком в размере минимального налога.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 13.03.2025 N 03-05-04-06/24581
Вопрос:
Согласно п. 2 ст. 418.3 НК РФ средства размещения, в которых оказываются услуги по предоставлению мест для временного проживания физлиц в составе услуг по санаторно-курортному лечению, признаются включенными в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют налог в отношении таких услуг в размере минимального налога в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу (п. 1 ст. 418.7 НК РФ).
Конкретный день, который считается моментом полного расчета с физическим лицом за проживание, не установлен нормами гл. 33.1 НК РФ.
Согласно Письму Минфина России от 05.11.2024 N 03-05-08/108773 сумма налога рассчитывается в течение того налогового периода, в котором осуществлялся полный расчет с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию, вне зависимости от даты фактического получения услуги в средстве размещения или даты частичной оплаты такой услуги.
При этом в п. 2 ст. 418.7 НК РФ указано: общая сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных в соответствии с п. 1 настоящей статьи по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории муниципального образования (на территориях городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус").
На основании ч. 1 ст. 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, таблицы 100 к Приказу ФНС России от 14.09.2020 N ЕД-7-20/662@ моментом полного расчета с физическим лицом является последний день оказания услуги по проживанию, когда средство размещения выдает покупателю кассовый чек с пометкой "Полный расчет". Такая пометка свидетельствует о том, что физлицо полностью оплатило услуги, включая аванс (предварительную оплату), а средство размещения предоставило услуги проживания в полном объеме. Данную позицию косвенно подтверждает Приказ ФНС России от 05.11.2024 N ЕД-7-3/992@ "Об утверждении формы, порядка заполнения и формата представления налоговой декларации по туристическому налогу в электронной форме", который не содержит раздела по перерасчету туристического налога, связанного с возвратом предоплаты покупателям в связи с отменой бронирования, изменением сроков пребывания, досрочным отъездом и т.п.
Учитывая вышеизложенное, что является моментом полного расчета с лицом, приобретающим услугу по временному проживанию для целей исчисления туристического налога. Можно ли считать датой полного расчета дату, на которую выполнены все обязанности сторон: произведена полная оплата и услуги оказаны, то есть расчеты сторон завершены?
С учетом норм НК РФ, указанных выше, каким образом определить дату полного расчета с лицом, приобретающим услугу по предоставлению мест для временного проживания, если реализация таких услуг осуществляется с привлечением агентов?
Денежные средства от реализации услуг от физлиц поступают агенту. Договором с агентом предусмотрены сроки перечисления денежных средств гостинице (санаторию), однако эти сроки не совпадают с датой поступления денежных средств от физлиц.
Какие условия следует предусмотреть в агентском договоре, чтобы налогоплательщик (гостиница, санаторий) мог выполнить требования гл. 33.1 НК РФ?
В соответствии с п. 2 ст. 418.4 НК РФ в налоговую базу по туристическому налогу не включается стоимость услуги по временному проживанию, оказываемой физлицам, относящимся к одной из категорий, перечисленных в указанном пункте.
По смыслу указанной нормы льгота по уплате туристического налога предоставляется средству размещения как налогоплательщику, но не физлицу, приобретающему услугу. Таким образом, обязанность налогоплательщика по предоставлению скидки в размере туристического налога отдельным категориям граждан Налоговым кодексом РФ не предусмотрена.
Учитывая многочисленные обращения граждан льготных категорий, перечисленных в п. 2 ст. 418.4 НК РФ, по вопросу предоставления скидки на услуги, требует разъяснения порядок взаимодействия санаторно-курортных организаций с указанными категориями граждан.
Согласно п. 1 ст. 418.7 НК РФ минимальный налог не исчисляется в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемых при наличии медицинских показаний, оплата которых осуществляется в рамках государственных заданий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Поэтому распространяется ли действие указанной нормы на оказание санаторно-курортных услуг, предоставляемых в рамках государственных контрактов, заключаемых санаторно-курортными организациями с территориальными отделениями СФР в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
В связи с введением туристического налога также возникают вопросы по порядку определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при оказании санаторно-курортными организациями гостиничных услуг.
Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) без включения суммы налога.
В соответствии с Письмом Минфина России от 10.08.2023 N 03-07-11/75024 в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в объектах санаторно-курортного лечения и отдыха, оказываемых санаторно-курортной организацией отдельно от услуг по лечению и питанию, положения пп. 19 п. 1 ст. 164 НК, предусматривающие применение ставки НДС в размере 0% при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не применяются.
В связи с этим исключается ли из налоговой базы по НДС при оказании санаторно-курортными организациями гостиничных услуг туристический налог, включенный в стоимость гостиничной услуги?
Ответ:
В соответствии со статьей 418.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость оказываемой услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения (далее - услуга по временному проживанию) без учета сумм туристического налога и налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса установлено, что сумма туристического налога исчисляется налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу, если иное не предусмотрено указанным пунктом.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, исчисляют туристический налог в размере минимального налога, рассчитанного как произведение 100 рублей и количества суток проживания.
С учетом содержания приведенных норм представляется, что применительно к услуге, являющейся объектом налогообложения туристическим налогом (статья 418.3 Налогового кодекса), моментом осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу, является момент оплаты полной стоимости такой услуги.
При этом вопросы формирования стоимости услуги по временному проживанию, в том числе в составе услуг по санаторно-курортному лечению, Налоговым кодексом не регулируются.
Кроме того, Налоговый кодекс не регулирует гражданско-правовые отношения между налогоплательщиками и их агентами.
Абзацем четвертым пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, оказывающие услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, не исчисляют минимальный налог в отношении услуг по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемых при наличии медицинских показаний, оплата которых осуществляется в рамках государственных заданий за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
Указанные положения пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса не распространяются на услуги по временному проживанию в составе услуг по санаторно-курортному лечению, предоставляемые в рамках государственных контрактов, поскольку правовая природа государственного задания (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и государственного контракта (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") различна.
В части НДС отмечается, что согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса объектом налогообложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению данным налогом, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения суммы НДС.
Поскольку при определении налоговой базы по НДС в отношении товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса, из стоимости этих товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Налогового кодекса, исключается только сумма НДС, то при определении налоговой базы по НДС при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания сумма туристического налога из стоимости этих услуг не исключается.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 10.03.2025 N 03-05-04-06/23092
=============================================================================