Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению
Подборка по материалам информационного банка "Разъясняющие письма органов власти" системы КонсультантПлюс.
Вопрос:
О страховых взносах с суммы компенсации за нарушение срока выплаты зарплаты.
Ответ:
В соответствии с положениями статьи 236 главы 38 "Материальная ответственность работодателя перед работником" Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы работодатель обязан выплатить ее с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, начисляемые в рамках трудовых отношений.
Пунктом 1 статьи 421 Налогового кодекса установлено, что база для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 статьи 420 Налогового кодекса, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных законодательством Российской Федерации компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Понятие компенсаций, связанных с исполнением физическим лицом трудовых обязанностей, а также случаи их предоставления определены Трудовым кодексом.
Выплата денежной компенсации работнику при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, причитающейся работнику, предусмотренная статьей 236 Раздела XI "Материальная ответственность сторон трудового договора" Трудового кодекса, относится к мерам материальной ответственности работодателя за нарушение договорных обязательств перед работником и не является согласно статье 164 Раздела VII "Гарантии и компенсации" Трудового кодекса денежной выплатой, установленной в целях возмещения затрат работника, связанных с исполнением им трудовых обязанностей.
Специальной нормы о включении в перечень не облагаемых страховыми взносами сумм денежных компенсаций работнику за нарушение работодателем установленного срока выплаты заработной платы в статье 422 Налогового кодекса не предусмотрено.
Учитывая изложенное, на денежную компенсацию, выплачиваемую работнику работодателем за нарушение установленного срока выплаты заработной платы, не распространяется действие статьи 422 Налогового кодекса, и, следовательно, данная компенсация подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата в рамках трудовых отношений.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.07.2025 N 03-15-08/64751
Вопрос:
Об НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества арендодателем, применяющим УСН.
Ответ:
На основании положений пункта 1 статьи 145, пункта 1 статьи 146 и пункта 8 статьи 164 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и не имеющие оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость (далее - НДС), предусмотренного статьей 145 Кодекса, вправе в порядке, установленном пунктами 8 и 9 статьи 164 Кодекса, применять налоговую ставку в размере 5 (7) процентов в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), признаваемых объектом налогообложения НДС в соответствии с пунктом 1 статьи 146 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Таким образом, налоговая база по НДС в отношении услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, реализуемых с 1 января 2025 г. арендодателем, применяющим УСН и не имеющим оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС. При этом сумма НДС, исчисленная арендодателем исходя из указанной налоговой базы, предъявляется к уплате арендатору дополнительно к цене (тарифу) реализуемых арендодателем услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества.
Одновременно сообщается, что порядок определения цены (тарифа) услуг по предоставлению в аренду недвижимого имущества, реализуемых арендатором, в том числе применяющим УСН, нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не регулируется.
Также отмечается, что согласно пунктам 1 и 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В связи с этим изменение (пересмотр) цены договора возможно только в случаях и на условиях, предусмотренных договором. При этом вопрос об изменении цены (стоимости) договора в случае изменения режима и (или) условий налогообложения законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не регулируется.
Также законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не предоставляет налоговым и финансовым органам права вмешиваться в хозяйственные взаимоотношения между двумя равноправными хозяйствующими субъектами, учитывая принцип свободы договора и невмешательства органов государственной власти в гражданско-правовые отношения сторон договора.
Поэтому, учитывая, что размер, условия и сроки внесения арендной платы оплаты определяются договором аренды, а случаи и порядок изменения арендной платы предусматриваются договором, вопросы, возникающие между сторонами договора аренды относительно увеличения стоимости арендной платы в случаях перехода арендодателя, применяющего УСН, на исчисление и уплату НДС, подлежат решению в гражданско-правовом порядке.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 30.06.2025 N 03-07-11/63545
Вопрос:
Об учете расходов прошлых периодов, если текущая ставка налога на прибыль выше ставки, действовавшей в периоде осуществления расходов.
Ответ:
Дата признания расходов для целей налогообложения прибыли организаций определяется положениями статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
При этом дата признания расходов не связана с датой получения документов, подтверждающих соответствующие расходы.
Таким образом, расходы организации относятся к тому периоду, когда они возникли, вне зависимости от даты поступления налогоплательщику документов, подтверждающих эти расходы.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения) (пункт 1 статьи 54 Кодекса).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
При этом не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика (пункт 1 статьи 54.1 Кодекса).
Также в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20.12.2018 N 3115-О отмечено, что положения Кодекса определяют размер налоговой обязанности исходя из фактических (неискаженных) показателей хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Принимая указанное во внимание, уменьшение налогоплательщиком налоговой базы текущего налогового (отчетного) периода, в котором размер налоговой ставки по налогу прибыль организаций превышает размер налоговой ставки по соответствующему налогу, действовавшей в налоговом (отчетном) периоде, к которому относятся принимаемые к уменьшению расходы, является искажением налоговых обязательств, в связи с чем использовать такой способ корректировки налоговой базы у налогоплательщика оснований нет.
Основание: ПИСЬМА МИНФИНА РОССИИ от 30.06.2025 N 03-03-06/1/63275, от 24.06.2025 N 03-03-06/1/61422
Вопрос:
О расчете остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, в целях налога на прибыль.
Ответ:
В соответствии с пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации, производится налогоплательщиками - российскими организациями по месту нахождения организации, а также по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Кодекса, в целом по налогоплательщику.
Указанные удельный вес среднесписочной численности работников и удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества определяются исходя из фактических показателей среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и остаточной стоимости основных средств указанных организаций и их обособленных подразделений за отчетный (налоговый) период.
При этом с учетом вышеизложенного амортизируемое имущество учитывается при определении удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества того обособленного подразделения, в котором это имущество фактически используется для получения дохода, вне зависимости от того, на балансе какого подразделения оно учитывается.
Необходимым показателем для определения доли прибыли обособленного подразделения является удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения в остаточной стоимости этого имущества в целом по организации.
Таким образом, остаточная стоимость амортизируемых основных средств рассчитывается в целом по налогоплательщику и отдельно по обособленному подразделению. На основании этих данных определяется удельный вес остаточной стоимости амортизируемого имущества обособленного подразделения.
Согласно пункту 1 статьи 256 Кодекса амортизируемым имуществом в целях исчисления налога на прибыль организаций признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено главой 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса), используются им для извлечения дохода.
Учитывая изложенное, при расчете остаточной стоимости амортизируемого имущества, приходящегося на долю обособленного подразделения, учитывается амортизируемое имущество, используемое обособленным подразделением для осуществления деятельности и находящееся в собственности организации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 27.06.2025 N 03-03-06/2/62852
Вопрос:
О применении частным учреждением, применяющим УСН и осуществляющим деятельность в области образования, пониженных тарифов страховых взносов.
Ответ:
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) частным учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В соответствии с положениями статьи 13.1 Федерального закона N 7-ФЗ некоммерческие организации подлежат государственной регистрации. Решение о государственной регистрации некоммерческих организаций принимается Минюстом России как федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.
Положениями подпункта 7 пункта 1 и пункта 2.2 статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), до 2026 года (включительно) установлен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6%.
При этом исходя из положений пункта 3 статьи 427 Кодекса единые пониженные тарифы страховых взносов, установленные пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса, применяются вышеупомянутыми некоммерческими организациями при выполнении условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 427 Кодекса, о том, что по итогам года, предшествующего году перехода организации на уплату страховых взносов по таким тарифам, а также по итогам текущего отчетного (расчетного) периода не менее 70% суммы всех доходов организации за указанный период составляют в совокупности следующие виды доходов:
доходы в виде целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Кодекса, определяемых в соответствии с пунктом 2 статьи 251 Кодекса;
доходы в виде грантов, получаемых для осуществления деятельности в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 427 Кодекса и определяемых в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса;
доходы от осуществления видов экономической деятельности, указанных, в частности, в абзаце пятьдесят первом (образование) подпункта 5 пункта 1 статьи 427 Кодекса;
доходы, получаемые некоммерческими организациями по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 Кодекса.
В случае если по итогам расчетного (отчетного) периода применительно к указанному периоду некоммерческая организация не выполняет вышеупомянутое условие о доле доходов, такая организация лишается права применять единые пониженные тарифы страховых взносов, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 427 Кодекса, с начала расчетного периода, в котором допущено такое несоответствие.
Таким образом, если некоммерческая организация, применяющая УСН, зарегистрированная в установленном законодательством Российской Федерации порядке Минюстом России, осуществляет в соответствии с учредительными документами деятельность в области образования и выполняет по итогам 2024 года установленное пунктом 7 статьи 427 Кодекса условие о доле доходов, то она вправе в 2025 году применять единые пониженные тарифы страховых взносов при дальнейшем соблюдении такого условия о доле доходов по итогам отчетных (расчетного) периодов 2025 года.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 26.06.2025 N 03-15-05/62656
Вопрос:
Об НДС при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав с 01.01.2025 налогоплательщиками, применяющими УСН, в том числе по ставке НДС 5 (7)%.
Ответ:
Согласно положениям Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января 2025 г. организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС) и, соответственно, НДС по операциям реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществленным с 1 января 2025 г., исчисляют и уплачивают в бюджет в порядке, установленном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 145 Кодекса в случае, если за календарный год, предшествующий календарному году, начиная с которого организация или индивидуальный предприниматель переходит на УСН, либо за предшествующий налоговый период по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, у организации или индивидуального предпринимателя сумма доходов превышает в совокупности 60 млн рублей, такие организация или индивидуальный предприниматель не имеют оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
В связи с этим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, осуществляемые с 1 января 2025 г. организацией или индивидуальным предпринимателем, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, подлежат налогообложению НДС либо освобождаются от налогообложения в порядке, установленном главой 21 Кодекса.
В случае если с 1 января 2025 г. указанные организации и индивидуальные предприниматели осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, подлежащие налогообложению НДС с применением налоговых ставок в размере 5 или 7 процентов, предусмотренных пунктом 8 статьи 164 Кодекса, то необходимо учитывать следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 173 Кодекса сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 Кодекса), общая сумма НДС, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы НДС, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 166 Кодекса сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете - как сумма НДС, полученная в результате сложения сумм НДС, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз. При этом согласно пункту 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по НДС при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщики НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязаны предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС.
Таким образом, налоговая база по НДС в отношении товаров (работ, услуг), реализуемых с 1 января 2025 г. организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН и не имеющими оснований для освобождения от НДС, предусмотренного статьей 145 Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 105.3 Кодекса, и без включения в них НДС. При этом сумма НДС, исчисленная такими организациями и индивидуальными предпринимателями исходя из указанной налоговой базы, предъявляется к уплате покупателю товаров (работ, услуг) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых ими товаров (работ, услуг).
При этом обращается внимание, что на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 170 Кодекса суммы НДС, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав организациям и индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН и осуществляющим операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав с применением налоговых ставок в размере 5 или 7 процентов, предусмотренных пунктом 8 статьи 164 Кодекса, вычету не подлежат, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.06.2025 N 03-07-11/61201
Вопрос:
О применении освобождения от НДС в отношении работ по строительству жилых домов, выполняемых подрядчиком после 01.04.2025 по договорам строительного подряда, заключенным с физлицами до 01.04.2025.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) НДС, предусмотрен статьей 149 Кодекса.
Так, в соответствии с подпунктом 23.2 пункта 3 статьи 149 Кодекса с 1 апреля 2025 г. от налогообложения НДС освобождены работы подрядчика, выполняемые на основании договора строительного подряда, заключенного с физическим лицом в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2024 г. N 186-ФЗ "О строительстве жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу" (далее - Федеральный закон N 186-ФЗ).
Согласно статье 7 Федерального закона N 186-ФЗ положения Федерального закона N 186-ФЗ, регулирующие правоотношения, связанные со строительством жилых домов по договорам строительного подряда с использованием счетов эскроу, вступили в силу с 1 марта 2025 г.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанным подпунктом 23.2 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются работы подрядчика, выполненные после 1 апреля 2025 г. на основании договора строительного подряда, заключенного с 1 марта 2025 г. подрядчиком с физическим лицом в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом N 186-ФЗ.
В случае если подрядчиком договор строительного подряда заключен с физическим лицом до 1 марта 2025 г., а работы по строительству жилого дома на основании этого договора выполнены подрядчиком после 1 апреля 2025 г., то освобождение от налогообложения НДС, предусмотренное вышеуказанным подпунктом 23.2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, в отношении указанных работ не применяется и, соответственно, данные работы подлежат налогообложению НДС на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 24.06.2025 N 03-07-10/61431
Вопрос:
Об учете в целях налога на прибыль излишне уплаченных в предыдущем налоговом периоде сумм страховых взносов.
Ответ:
Пунктом 1 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Положения о перерасчете налоговой базы, предусмотренные пунктом 1 статьи 54 НК РФ, применяются также при перерасчете базы для исчисления страховых взносов, если иное не предусмотрено главой 34 НК РФ (пункт 6 статьи 54 НК РФ).
В соответствии с позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.01.2012 N 10077/11, исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль организаций.
При этом также отмечается, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате соответствующего налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям статьи 252 НК РФ, и в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Следовательно, учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы страхового взноса, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибочный.
Таким образом, в случае представления в последующих налоговых (отчетных) периодах уточненных расчетов (налоговых деклараций) по страховому взносу в связи с выявлением излишне уплаченной суммы указанного страхового взноса соответствующую корректировку следует рассматривать для целей налогообложения прибыли организаций как новое обстоятельство, приводящее к возникновению внереализационного дохода текущего отчетного (налогового) периода.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 16.06.2025 N 03-03-06/1/58471
Вопрос:
Об освобождении от НДС при реализации медицинских изделий, в том числе очков корригирующих, линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих.
Ответ:
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 149 и подпункту 2 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) реализация на территории Российской Федерации, а также ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, в том числе: очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2015 г. N 1042 утвержден перечень кодов вышеуказанных товаров, освобождаемых от налогообложения данным налогом, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (далее - Перечень).
Учитывая изложенное, освобождение от НДС медицинских изделий, в том числе очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения), при реализации на территории Российской Федерации применяется при включении их в Перечень, утвержденный вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.06.2025 N 03-07-07/58073
Вопрос:
О применении ставки НДС 10% при ввозе в РФ продуктов диабетического питания - фруктозы и сахарозаменителя.
Ответ:
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) производится по налоговой ставке в размере 10 процентов в отношении продуктов детского и диабетического питания, как реализуемых на территории Российской Федерации, так и ввозимых на территорию Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 908 "Об утверждении перечней кодов видов продовольственных товаров и товаров для детей, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов" (далее - Постановление N 908) утвержден перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых НДС по налоговой ставке в размере 10 процентов при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации (далее - Перечень при ввозе), в который включены продукты детского и диабетического питания.
Согласно Перечню при ввозе к продуктам детского и диабетического питания, облагаемым НДС по ставке в размере 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации, в том числе отнесены фруктоза химически чистая для диабетического питания из кода 1702 50 000 0 по ТН ВЭД ЕАЭС и сахарозаменители для людей, больных сахарным диабетом, из группы 29 "Органические и химические соединения" по ТН ВЭД ЕАЭС.
Из письма Минсельхоза России от 13 мая 2025 г. N 16/286 следует, что фруктоза и сахарозаменители могут использоваться в производстве широкого ассортимента продукции. В спецификациях производителей пищевой продукции (включая специализированную и обогащенную) могут быть установлены дополнительные требования к используемым ингредиентам/компонентам, в том числе фруктозе и сахарозаменителям.
В связи с этим при ввозе на территорию Российской Федерации химически чистой фруктозы (код по ТН ВЭД ЕАЭС 1702 50 000 0) или органических и химических соединений (группа 29 по ТН ВЭД ЕАЭС) применяется ставка НДС в размере 10 процентов в отношении химически чистой фруктозы, предназначенной для диабетического питания (из кода по ТН ВЭД ЕАЭС 1702 50 000 0), и сахарозаменителей для людей, больных сахарным диабетом (из группы 29 по ТН ВЭД ЕАЭС).
Одновременно сообщается, что в соответствии со статьей 51 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированного Федеральным законом от 3 октября 2014 года N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (далее соответственно - Договор, Союз), обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации устанавливаются техническими регламентами Союза. Согласно пункту 2 статьи 52 Договора технические регламенты Союза имеют прямое действие на территории Союза, в том числе на территории Российской Федерации.
Технический регламент Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011), принятый Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880, устанавливает обязательные требования к пищевой продукции, в том числе к фруктозе и сахарозаменителям, и связанным с требованиями к ней процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Одновременно обращается внимание на то, что согласно Положению о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации", Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 11.06.2025 N 03-07-07/57657